Top.Mail.Ru
Телефон в Санкт-петербурге
+7 (812) 365-48-36
Звонок по России — бесплатный!
8 (800) 350-53-52

Монтессори-терапия. Подборка материала для терапевтических занятий.

Монтессори-терапия. Подборка материала для терапевтических занятий.
11 января 2022

Монтессори-терапия. Подборка материала для терапевтических занятий.

Монтессори-материал для терапевтических занятий >>>>


Монтессори-терапия


В центре внимания Монтессори-терапии находится личность ребенка, его развитие и его социальное окружение. Ведущий лозунг Монтессори-терапии звучит: "Помоги мне сделать это самому!"

Мария Монтессори (1870-1952) - создательница коллекции развивающего материала, особым образом организованного для работы с детьми, имеющими выраженные ограничения в развития (говоря современным педагогическим языком, - ОВЗ), в работе с ним продемонстрировала настоящее «педагогическое чудо». Дети, которые были признаны специальной комиссией необучаемыми, после занятий по ее системе смогли выдержать экзамен начальной школы наравне с детьми, занимавшимися по общеобразовательной программе. Большая заслуга в получении этого удивительного результата – в созданной Марией Монтессори «подготовленной среды», среды для развития ребенка, составной частью которой является классический Монтессори-материал, используемый до настоящего времени.

Следует подчеркнуть, что этот материал будет полезен как детям с ОВЗ, так и детям, развивающимся с опережением сверстников, особенно, если в их развитии есть дисгармоничные черты.

Современные нейронаучные данные позволяют понять, в чем же причина эффективности этого метода, который и по прошествии ста лет с момента его создания, сохраняет свою актуальность и подходит для обучения детей с индивидуальными потребностями.

В чем же терапевтическая сущность подхода Марии Монтессори? Обоснование метода можно найти в работах представителей социальной педиатрии, в рамках которой он также получил дальнейшее развитие и свое современное название – Монтессори-терапия (МТ). В частности, в работах профессора Теодора Хелльбрюгге (Мюнхен, Германия) и в работах учеников его школы. Наиболее подробно психологические механизмы эффективности метода описаны в работах современных нейропсихологов, занимающихся детским возрастом. Например, одна из книг нейропсихолога Ингеборги Милц носит достаточно длинное, но понятное название: «Монтессори-метод: нейропсихолгически понятен и осуществим в практике лечебного педагога».

Монтессори-терапия осуществляется как терапия развития с особым материалом. Она проходит в консультативной форме для родителей, в виде руководства взаимодействием между родителем и ребенком и в виде индивидуальной и групповой терапии. В условиях реабилитационного центра после подробной диагностики и в диалоге с родителями лечащий врач и психолог, работающие с ребенком, принимают решение о назначении Монтессори-терапии. Протекание и успешность терапии документируются во время ее проведения междисциплинарной командой.

Монтессори-материал подразделяется на области развития – упражнения навыков практической жизни, сенсорное воспитание, развитие речи, развитие математических представлений и др. В каждой зоне развития материал располагается «от простого к сложному», в такой же последовательности ребенок знакомится с материалом.
Прежде всего, в материале отражена система знаний и представлений, которую ребенок может усвоить на своем уровне, беря предметы в руки, выполняя с ними действия. Предлагаемые новые действия с предметами базируются на приобретенных знаниях и умениях ребенка, учение становится «легким», превращается в интересный процесс. В ходе терапевтических занятий ребенок улучшает свою тонкую моторику и координацию движений, знакомится с сенсорными эталонами и формирует понятия. При этом улучшается его концентрация внимания, усидчивость. Ребенок учится планировать свои действия, лучше предвосхищать результат, оценивать свою работу и, на основании собственных достижений, формирует устойчивую положительную самооценку. Занятия могут проходить не только в индивидуальном формате, но и в малых группах. Материал подходит и для инклюзии. Социальное взаимодействие, социо-эмоциональное развитие детей – важный аспект, находящийся в поле зрения терапевта.

При этом важна особая методика преподавания, подготовленный терапевт, который, с одной стороны, хорошо осведомлен в проблемах и сильных сторонах ребенка, умеет наблюдать и отмечать его ресурсы и интересы, а с другой стороны, владеет методикой демонстрации работы с Монтессори-упражнениями.

Целью МТ является стимуляция и интеграция развития сенсорных, моторных, когнитивных и социо-эмоциональных способностей и навыков. Важную роль при этом играет "подготовленная среда" - классический Монтессори-материал и его адаптированные версии, дополнительный материал для развития. Монтессори-терапевт предлагает терапевтическую методику во время взаимодействия между участниками процесса и в работе с материалом.
Показания:
- двигательные нарушения (ДЦП, другие центральные и вялые парезы)
- нарушения тонкой моторики
- сенсорные нарушения (в первую очередь, - зрения, слуха) и нарушения сенсорной интеграции
- нарушения и расстройства поведения (например, негативизм)
- школьный невроз
- дефицит внимания (с гиперактивностью)
- дислексия, дисграфия и дискалькулия
- ограничения возможностей здоровья (вследствие хронических психических, соматических заболеваний)
Для успешности терапии значима совместная работа с родителями. Присутствие родителей желательно во время проведения терапии. После окончания терапевтической сессии у родителей существует возможность задать интересующие вопросы. Терапевт обращает внимание родителей на достижения, успехи и шаги продвижения ребенка. Терапевт дает рекомендации, каким образом можно, используя способности ребенка, включить элементы работы в повседневную среду, обеспечивать дальнейшее продвижение и расширять область достигнутого ребенком. В этом необходимо Ваше сотрудничество и взаимодействие. Родители должны с самого начала сопровождать ребенка вниманием и необходимыми поощрениями. В том случае, если у родителей появляются вопросы, неуверенность или сложности, рекомендуется обсуждать это с полным доверием с терапевтом. Решающим является также регулярность посещения терапевтических занятий. Поэтому рекомендуется пропускать занятия только в исключительных случаях.


              Литература:
  • Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия (учебник). - СПб: Речь, 2010. - 316 с.
  • Milz I. Montessori-Paedagogik neuropsychologisch verstanden und heilpaedagogisch praktiziert. – Dortmund. Borgmann publishing, 1999 – 264 s.
  • Holtstiege H. Modell Montessori. – Freiburg: Herder, 2000. – 213.



Благодарим за статью и подборку Монтессори-материал для терапевтических занятий
Андрущенко Наталию Владимировну


Андрущенко Н.В.

Андрущенко Наталия Владимировна, к.м.н. доцент ВАК
  • Доцент кафедры детской невропатологии и нейрохирургии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей СПбГУ
  • Медицинский психолог, сертифицированный специалист по интеракционному анализу (Мюнхен, Германия), дипломированный специалист AMI (Международная ассоциация Монтессори, 1996 г.)
  • Член Международного консультативного Совета руководителей образовательных Монтессори-программ (Германия)
  • Член комитета по Войта-терапии и Войта-диагностике Союза реабилитологов России
  • Вице-президет Балинтовской Ассоциации (Россия)
  • Научный руководитель, невролог-консультант Центра медицинской реабилитации для детей на Зины Портновой,40 являющегося частью службы катамнеза СПБ ГБУЗ «ДГМ КСЦ ВМТ».