– ГАРМОШКА. МОДЕЛЬ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ: КАК ПРАВИЛЬНО ЕЁ ВЫБРАТЬ

Какими могут быть губные гармошки

Губная гармошка – язычковый инструмент, который появился в Европе в XIX в. Стремительный рост его популярности случился в США. На гармошке играют блюз, кантри, фолк и музыку других направлений. Производство губных гармоней сосредоточено в Японии, Германии и Китае. Инструмент отличается по таким критериям:

  • материал;
  • тональность;
  • октавные характеристики;
  • качество;
  • профессиональная категория.

Губные гармошки могут предназначаться для любителей и для профессионалов. Вторая категория – редкие, иногда эксклюзивные инструменты. Если говорить о любительских губных гармошках, то они чаще всего делятся на:

  1. Диатонические.
  2. Хроматические.

Первые позволяют играть только основные ноты, вторые – ещё и полутоны (диезы и бемоли).

Гормошка

Визуально отличить два вида можно по специальной клавише сбоку, которая повышает ноту на половину тона. Начинающему, конечно, проще научиться играть на диатонической гармони. Освоив её досконально, можно без труда перейти на хроматическую. Тональность – один из критериев выбора инструмента. Наиболее распространены гармошки со звучанием в тональности «До мажор». Отдельные производители выпускают также гармонь в тональности «Соль мажор» и других.

Совет. Для новичков специалисты рекомендуют диатоническую гармошку (10 отверстий) исключительно в тональности «До мажор» (на латинице обозначается буквой «С»).

Губная гармошка может быть изготовлена из дерева, металла и пластика. Каждый из этих материалов имеет свои положительные особенности и недостатки. Например, деревянная чувствительна к влажности и требует большей тщательности в уходе. Однако в хороших руках такой инструмент даёт отличный звук.

Особенности выбора губной гармошки для начинающих

Специфика губной гармони такова, что если вы выберете не ту модель, можете вообще не научиться играть. Новичкам подходят инструменты лишь ограниченного круга брендов. Неправильно выбранная модель в руках начинающего музыканта может не звучать так, как должна – например, не играют некоторые отверстия, что сразу вызывает подозрение о подделке или браке. Специалисты утверждают: губные гармошки не фальсифицируют, а их устройство не позволяет появляться заводским дефектам.

Внимание! Если у вас не играет 1-2-3 отверстие на вдохе или 7-8-9-10 на выдохе – это издержки неумелой игры, а не свидетельство брака гармошки.

В процессе покупки гармошки в магазине продуйте каждое её отверстие. Вообще для этого есть специальные меха, но если в отделе они отсутствуют, вам не смогут отказать в продувании ртом. Отверстия нужно проверить на вдох и выдох. Нежелательны посторонние звоны при звучании. Они не критичны, однако свидетельствуют о том, что язычок цепляется за крышку или плату. Если вы выбираете гармонь тональности «С», то она должна звучать чисто.

После покупки тщательно ухаживайте за инструментом. Гармонь со временем может расстраиваться, требовать замены гребёнки и выходить из строя. Кроме того, её можно вручную улучшить и тем самым существенно повысить качество звука. Плохая гармонь своим звучанием может отбить всё желание учиться игре на ней, а хорошая станет надёжным другом начинающего музыканта.

Как играть на губной гармошке

В последние годы наблюдается возвращение в моду такого простого и несправедливо забытого инструмента, как губная гармошка. Насвистывание знакомых песенок не только поможет развлечь приятелей, но еще и станет прекрасной тренировкой органов дыхания и артикуляционного аппарата. А ведь научиться играть на губной гармошке проще простого.

Существуют несколько способов воспроизведения звуков. Овладев различными техниками, вы сможете слагать любые мелодии.

Метод свистка

  1. Губы должны быть сжаты, но не напряжены.
  2. Для начала научитесь извлекать из губной гармошки отдельные ноты. Чтобы услышать чистый звук, выберите одно из отверстий, к примеру, 4-е. Закройте указательными пальцами 3-е и 5-е и дуньте в выбранную дыру. Так вы получите отдельную ноту. Если не удается герметично зажать щели, заклейте их скотчем.
  3. Научитесь поочередно выдувать звук из каждого отверстия.
  4. Вам придется потренироваться для того, чтобы тело запомнило положение при воспроизведении каждой ноты.
  5. Пора переходить к освоению мажорных гамм: вниз и вверх.
  6. Во время процесса голова должна быть зафиксирована. Передвигать необходимо саму гармошку.

Метод языковой блокировки

После постижения азов учимся играть на губной гармошке по более сложной методике.

  1. Инструмент взять таким образом, чтобы он оказался во рту максимально глубоко, но при этом не мешал свободному дыханию.
  2. Теперь тренируемся. Губами закрыть с 1-ой по 4-ую дырочку.
  3. Язык приложить так, чтобы он закрыл первые три щели.
  4. Губами открыть ток воздуха в отверстие под номером 4 и дунуть. Так вы сможете услышать чистую ноту.
  5. По такой же системе необходимо научиться работать со всеми щелями губной гармошки.
  6. Настало время отработки мажорных гамм.
  7. После можно приниматься за разучивание простейших мелодий. В этом помогут специальные табулатуры.

Учтите, этот инструмент является одним из самых простых, но знакомство с ним способно стать одним из этапов в познании мира музыки. Поняв, как играть на губной гармошке, вы сможете рождать удивительные напевы, переполненные глубокими интонациями.

Первые шаги в игре

Для начала нужно правильно взять инструмент в руки. Для этого цифры, которые находятся над отверстиями, должны быть расположены к учащемуся. В этом случае низкие ноты будут справа, а высокие — слева. Если дунуть в любые три отверстия губной гармошки одновременно, то получится аккорд до мажор.

При игре на гармонике С-мажор в основном используется выдох, это называется игрой первой позиции или «прямой гармошкой». Такая игра подходит для простых мелодий и для исполнения музыки в стиле фолк. Таким образом, под любую мажорную мелодию можно импровизировать на гармонике, не выходя за средние отверстия, но обязательным условием будет правильная тональность инструмента.

Для мелодий в стиле блюз необходимо освоить игру во второй позиции или «перекрестной гармошкой». При второй позиции ноты надо брать в основном на вдохе, используя первые пять отверстий на инструменте. В результате этого приема гармоника играет не в своей тональности, а на квинту выше. То есть, если гармоника настроена в тональности С-мажор, то при второй позиции игры получается тональность G -мажор.

Необходимо запомнить следующие:

  1. Первая позиция «прямая гармошка» — играть в основном на выдохе, на средних отверстиях инструмента. Этот прием используют для создания импровизаций в стиле фолк.
  2. Вторая позиция «перекрестная гармошка» — играть в основном на вдохе, на первых пяти отверстиях инструмента. Этот прием используют для импровизаций в стиле блюз.

Для того чтобы освоить игру по нотам, необходимо научиться правильной артикуляции губ. Проще всего начинать обучение с извлечения аккорда:

  1. Надо поднести гармошку ко рту таким образом, чтобы между губами оказались четвертое, пятое и шестое отверстия, и сделать выдох; получится аккорд из трех нот — это первый аккорд № 1.
  2. Чтобы получить второй аккорд, надо, чтобы между губами оказались отверстия пять, шесть и семь. Опять сделать выдох, и получается второй аккорд № 2 из трех нот.
  3. Третий аккорд — это второе, третье и четвертое отверстия губной гармоники. Поднести гармошку к губам и сделать выдох — в результате получился третий аккорд № 3.

Освоив эти три аккорда по очереди, можно приступать к упражнениям:

  • № 1, № 1, № 2.
  • № 2, № 2, № 2.
  • № 1, № 2, пауза, № 1.
  • № 1, № 2, № 2, № 1. № 2, № 2,№ 1 пауза. № 1,№ 2, № 2, № 1. № 2,№ 2,№ 1.
  • № 3, пауза, № 3, № 1. № 3, пауза, № 3. № 2, пауза,№ 1. № 3,№ 1,№ 2.

После того как запомнятся аккорды, можно переходить к дальнейшему обучению.

Оставьте Ваш комментарий